Якутское кино прошло непростой путь. Когда-то, лет 30 назад, оно представляло собой сугубо «внутренний» продукт – фильмы, вряд ли способные заинтересовать кого-то за пределами Республики Саха, делались только для своей публики.
У местных зрителей был свой запрос: они хотели смотреть фильмы на своём языке, и индустрия изо всех сил старалась этот запрос удовлетворить. Но о чем-то большем говорить не приходилось.
Время от времени предпринимались попытки снять нечто полностью авторское, но подобные случаи были нечастым явлением. И хотя такие фильмы, как «Бог Дьёсёгёй», «Его дочь» и «Царь-птица» нашли своих поклонников на «большой земле», для полноценного прорыва этого было явно недостаточно.
О таком самобытном явлении, как «якутское кино», в масштабах всей страны заговорили относительно недавно – в 2021-м году. Фильм Владимира Мункуева «Нуучча» завоевал одну из наград кинофестиваля в Карловых Варах.
В чем же заключается феномен якутского кино? У этого явления, на наш взгляд, есть несколько причин. Местные режиссеры в своих интервью часто говорят о кастинге актеров. Казалось бы, чего в этом необычного? Нам отвечают – попробовать свои силы в кино может практически каждый житель республики.
Молодым режиссерам постоянно требуются свежие лица, и они часто находят их через соцсети. Если у человека имеется подходящая фактура, он способен показать того или иного героя таким, каким его хочет видеть режиссер – то почему бы и нет?
У якутских режиссеров также нет недостатка в историях для своих сюжетов. Подойдет всё – услышанная в детстве полусказка, городская легенда, просто легенда или реальная история из жизни. В этом отношении любопытна предыдущая работа режиссёра фильма «Алдан» Дмитрия Кольцова – «Рядовой Чээрин». Кто-то мог подумать, что после выхода на экраны в 2015-м году «Битвы за Севастополь» Сергея Мокрицкого, тема снайперов на войне в отечественном кино исчерпана как минимум на несколько лет.
Кольцов считал иначе. Взяв за основу повесть Тимофея Сметанина, историю эдакого Василия Теркина, он сумел раскрыть тему с новой стороны. И относительно небольшой бюджет фильма не стал преградой – «Рядовой Чээрин» до сих пор пользуется популярностью у зрителей, о чем говорит, например, довольно высокая оценка на «Кинопоиске» - 7.4 балла.
Фильму «Алдану» только предстоит пройти такой путь. Но ему по силам это сделать! История предпринимателя Спиридона Дьяконова, имеющего реальный прототип, по праву займёт свое место среди достижений не только якутского, но и всего отечественного кинематографа. В широкий прокат эта уникальная лента выходит уже 1 мая.
У местных зрителей был свой запрос: они хотели смотреть фильмы на своём языке, и индустрия изо всех сил старалась этот запрос удовлетворить. Но о чем-то большем говорить не приходилось.
Время от времени предпринимались попытки снять нечто полностью авторское, но подобные случаи были нечастым явлением. И хотя такие фильмы, как «Бог Дьёсёгёй», «Его дочь» и «Царь-птица» нашли своих поклонников на «большой земле», для полноценного прорыва этого было явно недостаточно.
О таком самобытном явлении, как «якутское кино», в масштабах всей страны заговорили относительно недавно – в 2021-м году. Фильм Владимира Мункуева «Нуучча» завоевал одну из наград кинофестиваля в Карловых Варах.
В чем же заключается феномен якутского кино? У этого явления, на наш взгляд, есть несколько причин. Местные режиссеры в своих интервью часто говорят о кастинге актеров. Казалось бы, чего в этом необычного? Нам отвечают – попробовать свои силы в кино может практически каждый житель республики.
Молодым режиссерам постоянно требуются свежие лица, и они часто находят их через соцсети. Если у человека имеется подходящая фактура, он способен показать того или иного героя таким, каким его хочет видеть режиссер – то почему бы и нет?
У якутских режиссеров также нет недостатка в историях для своих сюжетов. Подойдет всё – услышанная в детстве полусказка, городская легенда, просто легенда или реальная история из жизни. В этом отношении любопытна предыдущая работа режиссёра фильма «Алдан» Дмитрия Кольцова – «Рядовой Чээрин». Кто-то мог подумать, что после выхода на экраны в 2015-м году «Битвы за Севастополь» Сергея Мокрицкого, тема снайперов на войне в отечественном кино исчерпана как минимум на несколько лет.
Кольцов считал иначе. Взяв за основу повесть Тимофея Сметанина, историю эдакого Василия Теркина, он сумел раскрыть тему с новой стороны. И относительно небольшой бюджет фильма не стал преградой – «Рядовой Чээрин» до сих пор пользуется популярностью у зрителей, о чем говорит, например, довольно высокая оценка на «Кинопоиске» - 7.4 балла.
Фильму «Алдану» только предстоит пройти такой путь. Но ему по силам это сделать! История предпринимателя Спиридона Дьяконова, имеющего реальный прототип, по праву займёт свое место среди достижений не только якутского, но и всего отечественного кинематографа. В широкий прокат эта уникальная лента выходит уже 1 мая.